Эксклюзив
Сумароков Леонид Николаевич
28 февраля 2013
11688

Леонид Сумароков: Несколько замечаний в связи с созданием кафедры теологии в МИФИ и идеи профессора Ричарда Докинза

ЭПИГРАФ: My specialty is being right when other people are wrong. Shaw. Как известно, руководство Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ МИФИ), более широко известного также под своим историческим брендом МИФИ, приняло решение о создании теологической кафедры. По понятным причинам это решение не могло остаться чисто внутренним делом и оказаться, таким образом, без внимания не только руководства, но и научной общественности. В последнем случае, как и можно было ожидать, решение вызвало неоднозначную реакцию. В частности, известна резко отрицательная реакция значительного числа членов РАН, которое было опубликовано в открытом Обращении в СМИ. В нём, в частности, говорится: "Открытие кафедры теологии в МИФИ воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества. Поэтому данный факт вызывает особые опасения. Россия - светское государство. Существенно, что в нашей стране представлены все основные мировые религии, а также все основные конфессии христианства. Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 14)". Под Обращением - множество подписей, думаю, их могло бы быть и больше, если бы, как и я, вовремя знали о такой возможности. Я же, со своей стороны, целиком присоединяюсь к высказанному в Обращении мнению и оценкам. Вместе с тем в как человек, проработавший в МИФИ около 4-х десятков лет, не говоря уже об учебе в этом институте, позволю себе в дополнение выразить собственное скромное суждение по этому поводу. По разным причинам не пытался провести сколько-нибудь полный анализ, позволяя себе просто ограничиться рядом замечаний. Отмечу, что в течение многих лет был членом Ученого Совета МИФИ, и продолжительное время возглавлял кафедру Системного анализа в этом институте. Отмечу также, что на определённом этапе выступал в роли куратора высшего образования по линии ГКНТ СССР в качестве заместителя Председателя этого комитета. Так в чем же заключается это моё суждение? Говоря конкретно, речь пойдёт о содержании учебного плана вновь созданной кафедры с учетом специфики МИФИ, о чем мне пока мало что известно. Думаю, что при определённых условиях кафедра могла бы взять на себя, не боюсь сказать, выдающуюся роль. Но это в случае, если бы, к примеру, в основу было положено направление, в общем виде изложенное в ставшей знаменитой и, не побоюсь добавить замечательной, хотя в каком-то смысле полемической, книге профессора Р.Докинза "God Delusion". (Возможный перевод: "Бог как иллюзия", считал бы, хотя и не настаиваю, более удачным "Божественные, или религиозные заблуждения"). Ведущим положением в этой книге выступает проблема дарвиновской эволюции и её обсуждение сразу в нескольких аспектах: физическом, биологическом, космологическом, психологическом. Впрочем, и не только, а также философско-мировоззренческом. Чуть позднее довелось также прослушать в записи его великолепную научно-популярную лекцию в большой университетской аудитории... Доподлинно знаю, что необходимые кадры для развития работ в таком направлении в МИФИ имеются. Впрочем, новая кафедра в сочетании с пытливым умом студентов-мифистов, просто обречена на знакомство и полемику с этой книгой. Я же далёк от мысли считать профессора новоявленным классиком, или, более того, своеобразным мессией; это чепуха. Просто очень талантливый, знающий учёный, высококультурный и очень начитанный человек, к тому же с глубоким чувством юмора. Мне показалось, в каком-то смысле уникальный. Не могу не упомянуть здесь и о нашем научно-историческом, как известно, далеко не простом наследии. К примеру, обращусь к книге более чем полувековой давности, изданной в связи с сессией ВАСХНИЛ, вызвавшей в своё время широкий общественный резонанс. В ней отражена борьба лысенковщины с вейсманизмом- морганизмом. Одним из активных разоблачителей лженауки в то время выступил академик Энгельгардт. Но тогда не получилось, у Лысенко была мощнейшая поддержка наверху, и это, как и бывает, сыграло решающую роль. Разумеется, не считаю себя апологетом этой книги, она безвозвратно ушла в прошлое, и всё же вспомнил о ней, потому что в каком-то смысле своего рода борьба за истинное научное мировоззрение продолжается, и, как говорится, всё возвращается на круги своя, хотя порой уже в совершенно ином ракурсе... Теперь о научном направлении кафедры. Считал бы важным, чтобы в её работе нашли отражение работы наших ведущих ученых. В том числе космологические и астрофизические идеи акад. Зельдовича (писал ранее, что мне повезло и довелось с ним встречаться), безусловно, таких корифеев науки, как академики физико-химик и биолог Энгельгардт, Баев, Овчинников, академик Вернадский и др. В частности, академик В.А.Энгельгадт писал: "Итак, на всех уровнях биологической организации - от уровня нуклеопротеида, каковым может являться вирус и до уровня человеческого организма - мы неизменно сталкиваемся с невозможностью однозначно провести границу между живым и неживым (ЛС: и об этом, в связи с проблемой возникновения жизни на Земле и, говоря об эволюции, подробно рассуждает в своей книге Доркинз, разумеется, не только он). Мы сталкиваемся с целью градаций, неуловимо приближаться к некоторому пределу, подлинная граница которого не поддаётся фиксированию. Отсюда понятно, что громадные трудности возникают при попытке дать безупречный ответ на вопрос: что такое жизнь". А реально действительно ли она, как и её венец - человек, является творением Бога. А вот ещё одно авторитетное мнение о соотношении науки и религии. "Как хорошо известно, религия свободно может пренебрегать законами причинности и потому отвечает на такие вопросы, которые не могут иметь научного решения, как, например, о сотворении мира, свободе воли, присутствии божественной силы, и др. Вот почему религий может существовать множество, а наука только одна, как таблица умножения". (Акад. П.Л.Капица, нобелевский лауреат. "Влияние современных научных идей на общество". Доклад, представленный на Международный симпозиум ЮНЕСКО, посвященный 100-летию со дня рождения А.Эйнштейна, г.Ульм, ФРГ, сентябрь 1979г). В своей книге Докинз упоминает многих выдающихся, в основном, западных ученых. В том числе Эйнштейна и его взглядах на религию.... Профессор пишет: -Наиболее часто цитируют следующую фразу Эйнштейна: "Наука без религии хрома, религия без науки слепа". Казалось бы слова в пользу религии. Но Эйнштейн также сказал: "Я не пытаюсь вообразить Бога как личность; мне достаточно изумительной структуры мироздания, насколько наши несовершенные органы чувств могут её воспринять". И ещё. "То, что вы читали о моих религиозных убеждениях, - это, конечно, ложь. Ложь, которая навязчиво повторяется. Я не верю в персонифицированное божество и никогда этого не отрицал, а всегда ясно об этом говорил. Если во мне и есть что-то, что можно назвать религиозным, то это - безграничное восхищение структурой мироздания, насколько наша наука может её постичь". Кстати сказать, почему-то Докинз не упоминает в своей книге академика Павлова. Странно. Думаю, это упущение. ... По Докинзу (писал об этом и я в одной из своих публикаций): -Разум -это способность к эволюции. Развивающийся, накопленный Разум - это и есть эволюция (см. также проф. А.Попов). В книге, многочисленных публичных выступлениях и специальных лекциях на эту тему Докинз доказывает отсутствие сверхъестественного творца и характеризует религиозные убеждения как иллюзию - привычное ложное убеждение. Автор книги - воинствующий атеист, агностик, сторонник концепции дарвинизма отрицает, идею существования Бога, как персонализированного существа. Его книга пользуется большой популярностью. К примеру, уже к ноябрю 2007г (первое издание появилось в 2006г) было продано более полутора миллионов экземпляров этой книги на английском языке. Она была переведена более чем на 30 языков и в настоящий момент является самой популярной книгой этого автора. Сравнительно недавно книга появилась и в переводе на русский. В предисловии к книге говорится: Докинз был признан автором 2006 года по версии Reader`s Digest и обрёл целую армию восторженных поклонников и непримиримых противников. Споры не затихают. "Эту книгу обязан прочитать каждый", - считает британский журнал The Economist. Завершая данную публикацию, хочу привести несколько заключительных строк из упомянутого Обращения сотрудников РАН. Оно звучит так: "В других странах аналогичные кафедры существуют или в частных университетах, или как дань многовековой традиции, поскольку средневековые университеты изначально были созданы для подготовки служителей культа. Появление такой структуры в современном политехническом вузе (создан СНК СССР в 1942 году) мировой практике противоречит и является нелепым. Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода, воспитание которого есть важнейшая задача высшей школы". И совсем уже в завершение хочу высказать такую мысль. Я не знаю, может ли данное решение по МИФИ послужить прецедентом для других вузов и религиозных организаций в нашей стране. Наверное, Минвуз, Минкультуры и г-н Сурков думали об этом, явно или нет - не знаю, высказывая свое положительное мнение. Ну не может быть, чтобы не думали. А впрочем, повторяю, не знаю. Трудно предположить, если так. Ведь тогда процесс пойдёт стихийно и непонятно, где будет остановлен, да и будет ли? Как говорится, лиха беда начало. Журналист, член-корр. АН СССР (1984), РАН (1991) Леонид СУМАРОКОВ.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован